Грунты для живописи

Грунты для живописи

Грунтование холста, картона, бумаги и досок для живописи масляными, гуашевыми или темперными красками — важная подготовительная стадия перед творческим процессом.

Грунтование холста включает в себя проклеивание и нанесение грунта.

После правильного натягивания холста на подрамник (нити утка и основы должны быть строго перпендикулярны брусьям подрамника) приступают к проклеиванию, которое делают два раза, чтобы грунт прочно соединился с холстом и не мог проникнуть на его обратную сторону.

Сначала холст проклеивают студнеобразным к леем: на 1 литр воды берут 80 граммов технического (пищевого) желатина или столярного клея высшего качества. Предварительно клей для набухания замачивают в холодной воде (чтобы он покрылся водой), желатин замачивают 1-2 часа, а столярный клей дробят на мелкие куски и выдерживают в воде 12-15 часов. Вода для замачивания клея используется затем при его варке. Клей варят на водяной бане при температуре 65-70°.

Сваренный клей охлаждают (если требуется, доливают холодной воды) и, когда он становится студнеобразным, наносят на холст и растирают широким флейцем или жесткой щеткой. Излишек клея удаляют металлической или деревянной линейкой и одновременно краем линейки вдавливают клей в отверстия холста, закупоривая их.

Через 12 -15 часов, когда клей высохнет (при комнатной температуре), поверхность холста зачищают, выравнивая покрытие. Зачистку клеевого слоя производят распиленной пемзой или наждачной шкуркой на деревянном бруске.

Вторую проклейку наносят клеем, наполовину разбавленным водой. Для этого клей слегка подогревают и вводят в раствор 10-15 граммов глицерина в качестве пластификатора. Иногда вторую проклейку делают в два слоя в зависимости от качества и вида холста. Закончив проклейку, приступают к нанесению двух (иногда трех) слоев грунта.

Он представляет собой клее-масляную эмульсию, в которую добавляют цинковые белила в виде сухого порошка (пигмента) и глицерин, чтобы грунт был эластичным и не растрескивался. Клей необходимо предварительно замочить и затем варить его. Отдельно, в небольшом количестве воды, развести порошок цинковых белил, чтобы при их смешивании с клеемасляной эмульсией предотвратить образование комков.

Подготовленный жидкий клей разбавить горячей водой и затем небольшими порциями вливать в него высокосортную натуральную олифу или масло для живописи. При этом клей интенсивно перемешивают мешалкой до появления мутно-белого цвета. Это признак того, что жидкость превратилась в эмульсию.

При смешивании олифы с клеем в него желательно ввести яичный желток, предварительно размешанный в теплой воде. На каждые 100 граммов сухого клея берут 2-3 желтка. В полученную горячую эмульсию добавляют замоченные цинковые белила, и все перемешивают. Готовую эмульсию в теплом виде наносят на холст в два или три слоя через 12-15 часов.

Сушку холстов следует производить в вертикальном положении. Это дает более равномерное высыхание.

Загрунтованные холсты не следует держать в темных помещениях (в темноте цинковые белила склонны к пожелтению).

Состав эмульсионного грунта для холста

  • Белила цинковые сухие 250г
  • Клей или желатин 40 г
  • Олифа натуральная 60г
  • Глицерин 10г
  • Вода 1 л

Указанное количество воды используется и для приготовления клея, так как он поглощает часть воды.

Грунты для картона. Предварительно картон проклеивается с двух сторон 5-6-процентным раствором желатина или высококачественного столярного клея. Перед этим картон закрепляют гвоздиками на фанере или подрамнике. Клей наносят широким флейцем или щеткой. Когда одна сторона высохнет, проклеивают другую и после полного высыхания клея (через 12-15 часов) приступают к нанесению эмульсионного грунта.

  • Состав эмульсионного грунта для картона
  • Клей желатиновый или столярный — 1 весовая часть
  • Олифа натуральная или живописное масло — 2
  • Белила цинковые сухие или тонкопросеянный мел — 5
  • Вода -20 весовых частей

Грунт наносится в 2 или 3 слоя, как и при грунтовании холста. Следует помнить, что замена цинковых белил мелом усиливает поглощение связующего (масла) или красок, что делает живопись матовой, а красочный слой непрочным.

Для предотвращения пожуха-ния красок рекомендуется грунтованный холст или картон протирать тампоном, пропитанным смесью живописного масла или лака, взятых в соотношении 2:1, или уплотненным маслом № 1 или № 2.

При работе гуашью и темперой на эмульсионных грунтах их за-дубливают, протирая 10-процентным раствором формалина, что предотвращает размывание грунта.

Но для гуашевых и темперных красок существуют и специальные грунты.

Грунты для живописи гуашевыми красками. Гуашью можно писать на различных грунтованных основах: холсте, картоне, фанере, бумаге, натянутой на планшет или наклеенной на картон.

Хорошо сохраняется гуашевая живопись при наклеивании листа на такой же по формату лист бумаги одного сорта. Можно наклеивать бумагу на холст крахмальным клейстером, в который добавляют небольшое количество столярного клея.

При проклеивании бумаги с двух сторон применяют 4- 5-процентный раствор желатина. Затем бумагу натягивают на доску, подкладывая под нее еще один лист.

Состав желатинового грунта для бумаги

  • Желатин 100 г
  • Масло живописное 200 г
  • Мыло (детское) 10 г
  • Цинковые сухие белила 300 г
  • Глицерин 15 г
  • Вода 1,5 л

После высыхания грунт задубливается формалином.

Левкасный грунт для темперной живописи на деревянных досках. Левкасный грунт наносят на ровные, сухие деревянные доски или достаточно толстую сухую фанеру, прибитую на деревянную рамку.

Предварительно доска или фанера проклеиваются с двух сторон 4-5 — процентным раствором столярного клея или желатином. По высыхании на доску наклеивается паволока (марля или канва, применяемая для вышивания). Паволоку смачивают в клее, отжимают и постепенно, с края доски, накладывают на доску так, чтобы под паволокой не образовались воздушные пузыри. Затем ее тщательно разглаживают руками, а края подворачивают на торцы и тыльную сторону доски. По высыхании паволоки приготавливают и наносят левкасный грунт, который отличается значительной прочностью и долговечностью, особенно при применении гипса вместо мела.

Состав левкасного грунта

  • Гипс — 2 объемные части 4 — 5-процентный раствор технического желатина или столярного клея — 1 объемная часть

Для первого слоя левкаса в клей всыпают гипс или мел, приготовляя побелку, которую набе-ливают на паволоку флейцевой кистью, при этом белят и торцевые стороны доски. После высыхания набеленного слоя наносят последующие слои, но уже в виде массы, напоминающей густую сметану. Эту часть грунта наносят эластичным шпателем.

Все последующие слои накладывают на полностью высохший слой, который перед нанесением последующего смачивается водой, что предотвращает растрескивание грунта при высыхании. Каждый нанесенный и высохший слой тщательно шлифуется наждачной шкуркой на деревянной колодочке.

Грунт должен быть идеально ровным, что и вызывает необходимость нанесения нескольких его слоев с последующим шлифованием. Количество слоев грунта зависит от степени выравнивания поверхности каждого предыдущего слоя. Практически наносится не менее 3-4 слоев.

Когда высохнет и будет окончательно выровнен последний слой, левкас покрывают 4-5 — процентным раствором клея, что предотвращает гигроскопичность левкаса, и грунт перестает быть тянущим.

Смотрите так же:

Leave a Comment